Паттерн движения глаз.
Доступом
называется процесс получения внутренней
информации от собеседника – картин, звуков,
слов, ощущений, составляющих воспоминания,
фантазии и др.
Определить переживания партнера, его главенствующую репрезентативную систему и его тип мышления Вы сможете при помощи «ключей доступа».
Ключами
доступа – называется
специфическое невербальное поведение,
указывающее на способ, посредством
которого получают информацию.
Необходимая
вам информация о репрезентативных системах
человека может быть получена множеством
различных способов, и наблюдение за
движением глаз – самый легкий.
Ключи
доступа – движения глаз.
«Сканирующие»
паттерны глазодвигательных реакций
определенно связаны с внутренними
процессами, необходимыми для актуализации
в сознании информации о прошлых
воспоминаниях или конструировании
будущего опыта.
Когда Вы
улавливаете одну из глазодвигательных
реакций, можете быть уверены, что человек
получает внутренний доступ к
соответствующей репрезентативной системе.
Если Вы наблюдаете за движением глаз
партнера по общению, Вы можете определить,
какие репрезентативные системы он
использует.
Гипнолог
следит за движением глаз партнера и
использует ключевые предикаты, которые
соответствуют положению глаз клиента. Мало
того. Направление взгляда может указать Вам,
вспоминает ли он нечто хранящееся в его
памяти, какой-нибудь опыт, имевший место в
прошлом, либо конструирует нечто новое для
него.
Люди
систематически перемещают глаза в
определенных направлениях в зависимости от
того, какого типа мышление в них происходит.
Движения глаз нередко сочетаются с
побочными сугубо индивидуальными
реакциями, сообщающими о реальном
отношении человека к возникшим перед ним
ментальным образам (глаза пошли налево, а
зрачки при этом сузились – неприятное
аудиальное воспоминание о чем-либо).
Сейчас я
Вам изложу, без комментариев, о движениях
глаз, которые дают наиболее значимую
информацию в невербальной коммуникации.
Направление взгляда указано с точки зрения
наблюдаемого Вами субъекта. Если «налево»
– значит, в сторону его левой руки, а не
Вашей. Ну и, соответственно, направо. Верх и
низ Вы вряд ли спутаете.
1.
– Движение глаз вверх налево.
Эйдетический
образ (образ-воспоминание). Когда мы
визуалируем что-то из нашего опыта:
«Какого
цвета обои в Вашей комнате?» и вместе со
словесным ответом Вы получите типичный для
зрительных воспоминаний взгляд влево вверх.
«Какого
цвета костюм был вчера на Вашей знакомой?
Когда Вы в последний раз видели живую
лошадь?»
2.
– Расфокусировка
глаз.
Глаза расфокусированны, их положение
фиксировано, зрачок несколько расширен.
Визуальные образы могут быть эйдетическими
или конструируемыми.
3.
– Движение глаз вверх направо.
Конструируемый образ. Зрительное
представление образов, явлений или
предметов, которые мы не видели раньше, или
представление явлений и предметов не
такими, какими мы их видели раньше. «Как
будет выглядеть оранжевый слон в малиновых
пятнах?».
4.
– Направление взгляда по горизонтали влево.
Слуховое вспоминание, тех звуков,
которые мы уже слышали раньше. «Как
звонит Ваш будильник? Телефон?»
5.
– Направление
взгляда по горизонтали
вправо.
Слуховая конструкция. Слуховое
представление звуков, которые мы никогда не
слышали раньше. «Как
звучит Ваше имя, если произнести его
наоборот?». «Как бы звенел Ваш будильник,
если его накрыть металлическим ведром?».
6.
– «Телефонная позиция» Движение глаз вниз
налево.
Внутренний диалог,
слуховое замкнутое представление. Разговор
с собой, внутренний разговор. Это
направление взгляда совпадает еще с
функцией контроля речи, когда человек
тщательно отбирает слова, которые
собирается произносить. Это направление
взгляда часто можно видеть у переводчика во
время устного перевода, у докладчика,
делающего ответственное сообщение, у
человека, дающего интервью.
7.
– Глаза
вниз направо.
Кинестетическое представление.
Ощущение эмоций, осязательные ощущения,
чувства движения, обоняния. «Как
Вы чувствуете себя, когда ощущаете радость?».
«Что ты чувствуешь, когда бежишь? «Вспомни,
как жжется горчичник?» Интересно, что
конструкций в кинестетике нет – мы не можем
вообразить те
ощущения, которых не испытывали на самом
деле.
Как
понять собеседника по движению глаз.
Глазные яблоки движутся в соответствии с тем, какой сенсорный процесс в данный момент протекает в сознании. В большинстве случаев это движение служит достаточно надежным индикатором того, как именно работает сознание конкретного человека.
Есть даже типичный шаблон движений глазных яблок, который называют «детектором лжи»: направление взгляда от зрительной конструкции (вправо вверх, вправо по горизонтали) к контролю речи (влево вниз); во внутреннем опыте это соответствует такой последовательности – сначала представить, сконструировать, как бы это могло быть, а потом говорить только то, что этому соответствует, ничего лишнего.
«Верю!
Эти глаза не лгут. Ведь сколько же раз я
говорил
Вам,
что основная Ваша ошибка заключается в том,
что
Вы недооцениваете значение человеческих
глаз.
Поймите,
что язык может скрыть истину, а глаза –
никогда!
Вам
задают внезапный вопрос, Вы даже не
вздрагиваете,
в
одну секунду Вы овладеваете собой и знаете,
что нужно
сказать,
чтобы укрыть истину и весьма убедительно
говорите,
и
ни одна складка на Вашем лице не
шевельнется, но, увы,
встревоженная
вопросом истина со дна души на мгновение
прыгает
в глаза, и все кончено. Она замечена, а Вы
пойманы!»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита».
Булгаков, конечно, не знал эриксонианского гипноза, он как всякий талантливый писатель, хорошо описывал то, что видел.
Или возьмем чисто жизненную задачу. С курорта приезжает муж, и жена его спрашивает:
«Ну, как ты там отдохнул?»
–
«Знаешь, очень скучно было…» – и опускает глаза вправо вниз. Потому что он уходит в кинестетические воспоминания. По крайней мере, ему есть, что вспомнить.
Не знаю, каков он отец и муж, но он будет лучшим любовником, если все время уходит в кинестетический внутренний опыт. Его внутренний опыт связан с кинестетикой – с прикосновениями, поглаживаниями… .
Движение глазных яблок вверх происходит при преобладании визуальных процессов, а в сторону – при преобладании аудиальных. Взгляд, направленный вниз, обычно связан с кинестетическими ощущениями или внутренним диалогом.
Характер
движений глазных яблок также зависит от
того, происходит ли процесс припоминания,
или же звуковые или зрительные образы
создаются вновь, как, например, при
прокручивании возможных сценариев,
касающихся чего-то такого, чего прежде с
вами никогда не случалось.
Шаблон
движения глазных яблок, который называют «детектором
лжи»,
– например, направление взгляда от
зрительной или слуховой конструкции к
контролю речи – это во внутреннем опыте
соответствует такой последовательности
–
сначала
представить, сконструировать, как бы это
могло быть, а потом говорить только то, что
этому соответствует, ничего лишнего.
Итак,
верхний этаж зрительный, средний –
слуховой, нижний делится между
кинестетикой и контролем речи. Для
облегчения ориентации удобно применять
свойство левой
стороны, которая «правдивее»
правой.
Паттерны
глазодвигательных реакций имеют разумные
нейрофизиологические обоснования.
Движение глаз вверх и налево обычный способ,
который люди используют, чтобы
стимулировать недоминируещее полушарие
как метод доступа к визуальной памяти.
Движение
глаз вверх направо, наоборот стимулирует
левое полушарие мозга и дает
конструктивные образы, то есть визуальную
репрезентацию вещей, которых человек
раньше не видел.
Убедиться
в том, что я вам изложил, можно с помощью
простых вопросов.
Задайте
партнеру вопросы, которые вызовут образы-воспоминания
(эдейтические образы), например:
·
Какого
цвета входная дверь в вашу квартиру?
·
Как
выглядит ваша спальная комната?
Примеры
аудиальных вопросов:
·
Вспомни ту
песенку, которая тебе понравилась?
·
Как звучал
бы твой голос под водой?
Или
кинестические:
·
Что ты
чувствуешь, когда ныряешь в море?
·
Как ты
ощущаешь, что уже голоден?
Недостаток
внимания к ключам доступа часто вызывает
недоразумения. Нередко приходиться слышать
жалобы:
«Мой
сын совершенно не слушает меня. Мы сидим в
одной комнате, я ему что-то говорю, а он
просто притворяется, что не слышал меня».
В
данном случае недовольная мать была занята
собственными внутренними образами и
стремилась получить аудиальный ответ, а
того, что происходит «снаружи», мягко
говоря, не замечала. А именно, тех моментов,
когда сын воспринимал
информацию, на что указывали его глаза.
И если вы
научитесь читать по глазам, то в результате
вы лучше будете понимать собеседника.
А
если в результате к Вам лучше относятся,
чаще приглашают, считают приятным
собеседником – это вполне хороший
результат.
Кандидат
психологических наук
Левченко
Юрий Николаевич
(095)
460-06-70